Карел Чапек. «Двенадцать приемов литературной полемики, или Пособие по газетным дискуссиям»

Это краткое руководство рассчитано не на участников полемики, а на читателей, чтобы они могли хотя бы приблизительно ориентироваться в приемах полемической борьбы. Я говорю о приемах, но никак не о правилах, потому что в газетной полемике, в отличие от всех других видов борьбы — поединков, дуэлей, драк, побоищ, схваток, матчей, турниров и вообще состязаний в … Читать далееКарел Чапек. «Двенадцать приемов литературной полемики, или Пособие по газетным дискуссиям»

«Римское обращение» писателей, 1990 год. Полный текст

Мы, писатели и общественные деятели, живущие в СССР и на Западе, собрались в Риме на конференцию «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?» в тот момент, когда заканчивается существование одной из величайших империй в истории человечества и на ее территории возникают новые государственные образования. Мы по-разному объясняем и оцениваем этот процесс, но он уже … Читать далее«Римское обращение» писателей, 1990 год. Полный текст

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» 14 августа 1946 г.

ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно. В журнале «Звезда» за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно … Читать далееПостановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» 14 августа 1946 г.

Евтушенко о своей национальности

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам. Эту фамилию я считал латышской, поскольку дедушка родился в Латвии. После того как учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец, моя бабушка Мария Иосифовна переменила мне отцовскую … Читать далееЕвтушенко о своей национальности

Статья Д. Заславского » Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка»

Началами социалистического коллективизма проникнута вся жизнь советского общества. Давно на деле опровергнута лживая буржуазная легенда, будто социализм враждебен личности, будто он стирает и обезличивает индивидуальности и тормозит творческое развитие оригинальных людей и характеров. Напротив, именно при социализме, именно в атмосфере социалистического коллективизма создаются все условия для полнейшего развития творческой индивидуальности, для расцвета оригинальной и своеобразной … Читать далееСтатья Д. Заславского » Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка»

Дмитрий Быков. Эссе «Михаил Шолохов»

Дмитрий Быков

1 Об авторстве «Тихого Дона» написано достаточно, теперь и у «Поднятой целины» как будто сыскался подлинный создатель — Константин Каргин, автор рассказа «Забурунный край» и утраченной повести «Бахчевник». Его биографию видный исследователь шолоховской проблемы Зеев Бар-Селла пересказывает так: «…«сел» К.И.Каргин в 1935 году. А до ареста входил в литературную группу «Станица», возглавляемую Г.Бороздиным. Под стихами … Читать далееДмитрий Быков. Эссе «Михаил Шолохов»

Письмо Виктора Шкловского Александру Фадееву (1929)

Тов. Фадеев! Кажется, пора перестать донашивать жанр критики. Существуют попытки научного построения теории литературы. Существуют работы ОПОЯЗа, работы критиков-марксистов, и отдельно вводятся статьи. Статьи о «Блокаде», о «Разломе», их быстро пишут, быстро забывают. Это не рецензия. У рецензии есть своя цель, цель зазывалы. Статья же сейчас — незаконная смесь научных претензий и газетной поспешности. Если … Читать далееПисьмо Виктора Шкловского Александру Фадееву (1929)

Подборка книг от Дмитрия Быкова: «Литературная аптечка» Дмитрия Быкова

Дмитрий Быков

Итак, что почитать, когда вам… — ПРОСТО ГРУСТНО Чехов, только Чехов. Его считают депрессивным, но во время депрессии он спасает, потому что рядом с унылой реальностью в его текстах установлен мощный источник света. Иногда хорош бывает Моэм времён колониальных рассказов или «Эшендена» — это бодрит. — ЗАПУТАЛСЯ Сделать правильный выбор помогает мысль о смерти и … Читать далееПодборка книг от Дмитрия Быкова: «Литературная аптечка» Дмитрия Быкова

Александр Кузьменков о российской интеллектуальной прозе

Не люблю интеллектуальную прозу. Особенно российскую. За мертворожденность, за чудовищный снобизм и того же калибра дилетантство. За нескончаемый словесный водоворот, в центре которого мучительно кружится щепка какой-нибудь банальности. За… впрочем, реестр рискует затянуться. МЫСЛИЮ ПО ДРЕВУ Диагноз «философская интоксикация» нашей прозе поставила Ирина Роднянская еще четверть века назад. Правда, со стыдливой оговоркой: «Для меня это, … Читать далееАлександр Кузьменков о российской интеллектуальной прозе

Виктор Топоров: Почитаем «Библиотекаря» вместе

Библиотекарь роман

Писатель Громов, заурядный прозаик-соцреалист, умер в 1981 году и забыт. Но не всеми. Кое-кто (позднее они назовут себя Библиотекарями) обнаружил магическое свойство его книг: каждая из них – на первый взгляд, да и в соответствии со скучным названием, совершенно обыденная – при «пристальном прочтении» наделяет читателя чрезвычайно сильными эмоциями, причем каждая – своими. Есть Книга … Читать далееВиктор Топоров: Почитаем «Библиотекаря» вместе